Для автобусов и грузовиков ужесточают правила

16 октября 2015

После ряда резонансных аварий с участием автобусов и грузовиков Минтранс подготовил законопроект, ужесточающий требования к перевозчикам. Впервые в законодательстве будут прописаны особые требования к физлицам—владельцам автобусов: их обяжут ставить тахографы и хранить машины на спецстоянках. Власти также смогут приостанавливать работу фирм, нарушающих правила безопасных перевозок.

На сайте regulation.gov.ru Минтранс опубликовал пакет поправок к КоАП и закону «О безопасности дорожного движения». Законопроект призван решить проблему безопасности грузовых и пассажирских перевозок.

Первая проблема, на которой акцентирует внимание Минтранс, заключается в том, что 47% всех грузовиков и автобусов в России принадлежат физическим лицам. Таким образом, владельцы около половины всех транспортных средств не подчиняются жестким правилам, установленным для юрлиц-перевозчиков. Доля физлиц из года в год растет: перевозчики намеренно уходят «от выполнения более жестких требований в сфере безопасности дорожного движения и более высокой ответственности за их нарушение», говорят в Минтрансе. Для физических лиц—перевозчиков отдельных правил не установлено, они подчиняются общим ПДД. Теперь эти правила будут прописаны в законе «О безопасности дорожного движения». В частности, граждане, владеющие автобусами и грузовиками, в случае «простоя транспортного средства более восьми часов», должны будут хранить свой автомобиль только на спецстоянках. Кроме того, автобус или грузовик должен быть оснащен тахографом, а водитель должен соблюдать «нормы времени непрерывного управления автобусом или грузовым автомобилем». Сейчас эти требования распространяются только на юрлиц.

Правила для компаний, осуществляющих перевозки, также будут ужесточены. Вводится возможность административного приостановления деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров или грузов, нарушая требования законодательства. Можно будет также дисквалифицировать должностные лица, ответственные за эксплуатацию техники. Для компаний, как и для физлиц, вводится обязанность хранить транспортные средства только на спецстоянках в случае «простоя более восьми часов». Требования к этим парковкам будут установлены Минтрансом: там должны быть организованы условия для проведения предрейсового контроля техсостояния автомобилей и состояния здоровья водителей. Если автобус или грузовик будет припаркован за пределами спецстоянки, то компания рискует заплатить штраф 30 тыс. руб.

Новые требования разработаны в связи с ростом аварийности с участием грузовиков и автобусов, поясняют в Минтрансе. В 2015 году наблюдается тенденция увеличения количества ДТП по вине водителей автобусов на 7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (семь месяцев). 21 июля в Чечне водитель частного микроавтобуса не справился с управлением, в результате автомобиль упал в пропасть, погибли десять и ранены восемь человек. 5 августа в Хабаровском крае автобус, объезжая строительную технику на трассе Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре, выехал на встречную полосу и столкнулся с другим автобусом, в результате погибли 15 человек и пострадали еще 63, о чем сообщал "Ъ". В Минтрансе утверждают, что причиной подавляющего большинства ДТП является «человеческий фактор»: водители нарушают ПДД, юрлица игнорируют требования законодательства в сфере транспорта и безопасности дорожного движения. Часть водителей, как показывает практика, не соблюдают режим работы и отдыха, засыпая за рулем и выезжая на встречную полосу.

Эксперты отнеслись к предложенному законопроекту скептически. «Получается, что более 50% перевозчиков работают почти в тени, Минтрансе в этом признается. Так почему же с этим ничего не делают? У властей есть широкий набор инструментов, чтобы решить проблемы перевозок и сократить аварийность,— говорит председатель профсоюза “Дальнобойщик” Валерий Войтко.— К примеру, есть строгая административная и уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Достаточно показательно “накрыть” десяток-другой таких перевозчиков на дороге, и многие испугаются работать по такой схеме. Но почему же этого не делается? Где репрессивный аппарат государства? Почему за этим не следят?» Господин Войтко отметил, что есть также вопросы к некачественной подготовке водителей грузовиков и автобусов в автошколах, которые «также нужно решать». «Что касается обязательного хранения автомобилей на стоянках, то, как мне кажется, это делается в интересах структур, заинтересованных на зарабатывании денег на водителях,— отметил он.— Стоянки и сейчас уже есть, но бардак на них творится страшный».

Источник КОММЕРСАНТЪ

Вернуться назад